Круглый стол с известным исламским шейхом, мусульманским ученым, специалистом по исламской эсхатологии Имраном Хусейном прошел в 4 июля в МГУ. На встрече присутствовали известные российские эксперты, философы, специалисты по исламской традиции и геополитике.
Шейх Имран Хусейн - суннит, шейх суфийского тариката. родился на Карибских островах в 1942 году (по происхождению индиец). Один из самых значимых исламских ученых и авторитетов в современном мире. Имеет сотни тысяч последователей по всему миру (арабские страны, США, Европа, Турция, Центральная Азия, Пакистан, Ближний Восток).
Шейх получил образование в области международных отношений, философии, исламской эсхатологии и вероучения в Университете Аль-Асхар (Каир), в Карачи и Женеве. В Нью-Йорке 10 лет был Директором Исламских Исследований. Был имамом Мечети Дар аль Куран в Нью-Йорке. Вел еженедельную молитву в Организации Объединенных Наций на Манхэттене. Работал директором Института Алемийя, в Карачи (Пакистан). В настоящее время преподает в Куала-Лумпур (Малайзия).
Неожиданный и свежий взгляд на проблемы цивилизационного диалога между православием и исламом, проблемы исламской и христианской эсхатологии, а также геополитический анализ ситуации в Сирии, Турции и на Ближнем Востоке в целом были в центре внимания Шейха и присутствующих экспертов.
По мнению шейха, в Коране четко написано об особой роли России в последние времена. Священное писание мусульман говорит о ней как о Риме, с которым перед пришествием Иисуса Христа объединяться все мусульмане в борьбе с даджалом. Однако некоторые салафиты считают «Римом» США, с которым возможно на время вступить в союз.
Другим неожиданным и интересным предложением шейха стало возвращение Собора Святой Софии в Константинополе православным. Захват и переустройство храма в мечеть со стороны османов было, по мнению шейха, незаконным с точки зрения ислама. Таким же образом необходимо сначала вернуть православным Собор, а затем освободить всю Турцию от НАТОвской оккупации.
У Даджала (Антихриста) есть три лика исторического существования: Pax Britannica, Pax Americana и Pax Iudaica. Последний ознаменовался распространением феномена глобального гражданского общества, сетей атлантического влияния во всем мире. Все эти три лика в равной мере можно считать ликами Даджала – финального эсхатологического зла.
Относительно ситуации в Сирии, Шейх отметил, что, оставаясь последовательным мусульманином, он очень опасается за жизни православных сирийцев и других мирных граждан после прихода к власти исламистской оппозиции. Турция в этом смысле встала на опасный путь и оказалась по одну сторону баррикад с Израилем. Логическим же завершением нападения Турции на Сирию должно стать возвращение Константинополя и Босфора русским – в этом историческая роль России.
Представителям ислама и православным необходимо, по мысли шейха, проявить нулевую терпимость (zero-tolerance) к несправедливости и угнетению, исходящему от глобального Запада в любой из форм его существования.
Александр Дугин, комментировавший и переводивший шейха, также высказал мнение, что теории международных отношений явно не хватает эсхатологического измерения. В том смысле, что без погружения в теорию конца времен, разработанную христианами, мусульманами и иудеями, вообще невозможно понять происходящее на международной арене, поскольку многие (если не все) акторы мировой политики действуют в согласии с эсхатологическими представлениями о своем месте в истории. Таковы, например, американские радикальные протестанты, израильские и иранские политические деятели.
В целом встреча прошла в теплой и дружеской атмосфере. Участники встречи (преимущественно мусульмане) еще долго не отпускали шейха и брали у него интервью.
Пресс-служба ЕСМ