Национал-большевистский фронт  ::  ::
 Манифест | Контакты | Тел. в москве 783-68-66  
НОВОСТИ
12.02.15 [10:38]
Бои под Дебальцево

12.02.15 [10:38]
Ад у Станицы Луганской

04.11.14 [8:43]
Слава Новороссии!

12.08.14 [13:42]
Верховная рада приняла в первом чтении пакет самоу...

12.08.14 [13:41]
В Торезе и около Марьинки идут арт. дуэли — ситуация в ДНР напряженная

12.08.14 [13:39]
Власти ДНР приостановили обмен военнопленными

12.08.14 [13:38]
Луганск находится фактически в полной блокаде

20.04.14 [13:31]
Славянск взывает о помощи

20.04.14 [13:28]
Сборы "Стрельцов" в апреле

16.04.14 [13:54]
Первый блин комом полководца Турчинова

РУБРИКИ
КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
ССЫЛКИ


НБ-комьюнити

ПОКИНУВШИЕ НБП
Алексей ГолубовичАлексей Голубович
Магнитогорск
Максим ЖуркинМаксим Журкин
Самара
Яков ГорбуновЯков Горбунов
Астрахань
Андрей ИгнатьевАндрей Игнатьев
Калининград
Александр НазаровАлександр Назаров
Челябинск
Анна ПетренкоАнна Петренко
Белгород
Дмитрий БахурДмитрий Бахур
Запорожье
Иван ГерасимовИван Герасимов
Челябинск
Дмитрий КазначеевДмитрий Казначеев
Новосибирск
Олег ШаргуновОлег Шаргунов
Екатеринбург
Алиса РокинаАлиса Рокина
Москва

ИДЕОЛОГИЯ
революция
29.09.2006
Николай Устрялов. Революционный этатизм
Статья Аркадия Малера
В традиции "правой" и "консервативно-революционной" мысли существует, как минимум, три основных теории "оправдания" Государства.

1. Сакральное оправдание. Государство в лице своих иерархов наделено миссией удерживать сакральную традицию и способствовать возвращению своих подданных в до-государственный рай, "золотой век". Эта теория коренится практически во всех языческих традициях. Глава государства - верховный иерарх - является земным богом. Авраамические традиции (иудаизм, ислам) относятся к государству как к неизбежному злу, которое необходимо либо игнорировать, либо строго подчинить себе (ведь каста жрецов выше касты воинов). Однако в Христианстве - тоже авраамической традиции - ситуация боле сложная. Католичество наследовало иудейское пренебрежительное отношение к государству (римский папа выше монарха) и в ответ получило консерватино-революционную реакцию либо в форме ереси (французский "культ короля" или лютеранское возвеличивание князей), либо в форме язычества (идея "языческого империализма" Юлиуса Эволы - "орёл над крестом"). Православие выбирает "третий", собственно, христианский путь и утверждает симфонию властей Императора и Патриарха (как в Византии и Московской Руси). В Европе этой "православно-византийской" модели пытались соответствовать Фридрих II Гогенштауфен, Данте и тамплиеры.

2. Органическое оправдание. "Органицизм". Государство - естестенное продолжение органического мира, оно "выростает" из почвы и крови, оно - не бездушный механизм (как современные либерал-демократии), а исполненный духа своей земли и своего народа организм. Из этой теории возникла "геополитика" и "евразийство".

3. Правовое оправдание. Коренится в идеях Макиавелли и Гоббса, в ХХ в. разработана идеологом итальянского фашизма Джентиле и немецкого национал-социализма Карлом Шмиттом. Для того, чтобы вообще существовала какая-либо правовая система, она должна быть гарантирована определённым субъектом сверху - всесильным Сувереном, который отвечает за эту систему и именно поэтому может её нарушить. Иначе правовая система бессильна.

Все три варианта обоснования Государства принимает национал-большевизм в лице своего первого представителя - руского философа и политика Николая Васильевича Устрялова (1890 - 1937). Калужский дворянин, в 1913 году закончил МГУ с дипломом 1 степени и вскоре стал профессором энциклопеции и истории философии прапа, по своим убеждениям он был консерватором и противником революции. Однако, сказать про него, что он был "белым" или "монархистом" нельзя. Устрялов был - государственником ("этатистом"), для которого Русское Государство было - всё, а всё остальное - ничто. Эту мало понятную сегодня страсть к государствостроительству Устрялов обосновывал идеей Гегеля о том, что Государство - это воплощение мирового духа, который шагает сквозь историю к своему планетарному триумфу - финальному самоосознанию (кстати, сам Гегель считал воплощением мирового духа имперскую лютеранскую Пурссию и в другом месте лично Наполеона Бонапарта). В октябре 1916 года в журнале "проблемы великой России", финансированном старообрядцами, в статье "К проблеме русского империализма" Устрялов формулирует своё кредо: "Нужно выбирать: или откровенный космополитизм (будь то социальный, будь то анархический, будь то религиозный), или державная политика. Третьего не дано". В опубликованной в это же время в "Русской мысли" статье "Национальная проблема у первых славянофилов" Устрялов резко критикует славянофильскую мягкотелость - он выступает против "теократии" Хомякова (примата Церкви над Государством, как у католиков), против идей К. Аксакова о якобы "негосударственности русского народа"и необходимости морализаторски взвешивать "добро" и "зло", когда речь идёт о выживании Народа и Государства.

В 1917 году Устрялов - один из лидеров патриотической фракции кадетов, он с радостью принимает Февральскую революцию, освободившую Россию от бессильного царя, но либерально-космополитическое большинство кадетов не разделяет его патриотического оптимизма. В это время он ведущий публицист финансируемой старообрядцами газеты "Утро России" и издаёт еженедельник "Накануне". Большевистская революция повергает Устрялова в смятение - в бывших смутьянах-марксистах явно угадываются великодержавные начинания. В мае 1918 года на съезде партии кадетов Устрялов добивается полного отчуждения - он требует союза с Германией, а не с либеральной Антантой (ср. аналогичное требование крайне-правых - черносотенцев и крайне-левых - большевиков!). В 1919 году он преподаёт в "красном" Пермском университете, в "белом" Омске - он председатель Восточного кадетского бюро. Его последняя надежда - белый генерал Колчак, за диктатуру которого он агитировал, терпит поражение в январе 1920 года, и Устрялов эмигрирует в русский Харбин. Здесь он обнаруживает полный крах "белого дела" и окончательно убеждается в национальном измерении большевизма. Так возникает русский национал-большевизм - только не "слева" как у старообрядцев, а "справа". Ещё до революции он, наследник диалектики Гегеля, считал, что через революционное "отрицание России мы придём лишь к её мощному утверждению". Идеи Троцкого об "экспорте революции на Запад" Устрялов отождествляет с идеями Герцена о спасительной миссии русского народа.

В 1920 году в Харбине выходит первый про-советский сборник "В борьбе за Россию", о журнале "Накануне" Троцкий отзывается как о "форпосте советской прессы за рубежом". В 1921 году в Праге выходит ещё один сборник - "Смена вех", где группа безоэмигрантских публицистов во главе с Устряловым агитирует эмигрантов вернуться в новую Россию, где "смена вех" несёт с собой небывалое могущество. Движение "сменовеховства" - которое напрямую называло себя "национал-большевистским" - возвращает в Советскую Россию тысячи интеллектуалов. В 1925 году Устрялов получает совесткое гражданство, работает в Учебном Отделе КВЖД, в 1928 - директор Центральной библиотеки. В июне 1935 года КВЖД продана Манчжурии и он переезжает в Москву, где преподаёт в Институте инженеров транспорта. Из его бурной публицистической деятельности стоит отметить обстоятельные исследования "Итальянский фашизм" (!928) и "Германский национал-социализм" (1933). О Сталине Устрялов отзывается как о "типичном национал-большевике", и о дальнейшем триумфе сталинизма все будут говорить как о "победе Устрялова". Не забудем, что в параллель "сменовеховцам" аналогично работали евразийцы и, казалось бы, все концептуальные оправдания нового Государства, все наиболее продуманные обоснования стализма уже существовали и вот-вот, и Советская Россия явит всему миру настоящий "тысячелетний рай", укоренённый в Традиции Прошлого и устремлённый к Революциям Будущего, но… идиоты встречаются не только среди кадетов и в сентябре 1937 года Устрялов расстрелян (по обвинению в японском шпионаже и связи с опальным маршалом Тухачевским, кстати, евразийцем). Революционный этатизм был подорван на корню. И именно поэтому после смерти Вождя в 1953 году наступил реванш не-революционного обуржуазившегося чиновничества. Новое Государство потеряло своё оправдание.

Российский национал-большевизм "справа" уходит своими корнями в движение "иосифлян" XV в., в учение о "Третьем Риме" и "опричнину" Ивана Пересветова. И как конфликт между "православными государственниками" Иосифа Волоцкого ("иосифлянами") и "православными анархистами" Нила Сорского ("нестяжателями") XV в. подготовил почву для Раскола XVII в., так и непонимание советских властей своих наиболее страстных приверженцев предопределило крах советизма. Если Государство возникло благодаря Революции, то оно должно поддерживать Революцию каждый день, иначе эти понятия расходятся и тогда наступает современный мир…

2000г.
Комментарии 0