Национал-большевистский фронт  ::  ::
 Манифест | Контакты | Тел. в москве 783-68-66  
НОВОСТИ
12.02.15 [10:38]
Бои под Дебальцево

12.02.15 [10:38]
Ад у Станицы Луганской

04.11.14 [8:43]
Слава Новороссии!

12.08.14 [13:42]
Верховная рада приняла в первом чтении пакет самоу...

12.08.14 [13:41]
В Торезе и около Марьинки идут арт. дуэли — ситуация в ДНР напряженная

12.08.14 [13:39]
Власти ДНР приостановили обмен военнопленными

12.08.14 [13:38]
Луганск находится фактически в полной блокаде

20.04.14 [13:31]
Славянск взывает о помощи

20.04.14 [13:28]
Сборы "Стрельцов" в апреле

16.04.14 [13:54]
Первый блин комом полководца Турчинова

РУБРИКИ
КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
ССЫЛКИ


НБ-комьюнити

ПОКИНУВШИЕ НБП
Алексей ГолубовичАлексей Голубович
Магнитогорск
Максим ЖуркинМаксим Журкин
Самара
Яков ГорбуновЯков Горбунов
Астрахань
Андрей ИгнатьевАндрей Игнатьев
Калининград
Александр НазаровАлександр Назаров
Челябинск
Анна ПетренкоАнна Петренко
Белгород
Дмитрий БахурДмитрий Бахур
Запорожье
Иван ГерасимовИван Герасимов
Челябинск
Дмитрий КазначеевДмитрий Казначеев
Новосибирск
Олег ШаргуновОлег Шаргунов
Екатеринбург
Алиса РокинаАлиса Рокина
Москва

ИДЕОЛОГИЯ
05.04.2009
Чучхе как корейский вариант национал-большевизма
Мечты К. Леонтьева о синтезе социализма и монархии сбылись в Корее
С корейского языка слово «чучхе» переводится как «самобытность». Сам этот термин использовался в корейской философии уже в средние века, в ходу он и в Южной Корее, но все же всемирную известность чучхе получил именно как название идеологии КНДР.

Сама история чучхе отражает эволюцию коммунистической идеологии на корейской почве. Первоначально корейские коммунисты во главе с Ким Ир Сеном пользовались той вариацией марксизма (марксизмом-ленинизмом), которая была распространена в СССР. Однако примерно с начала 60-х годов Ким Ир Сен почти разрывает отношения с Советским Союзом и начинает маневрировать между ним и Китаем. Подобный курс на самостоятельность (напоминающий курс Чаушеску) потребовал соответствующего идеологического оформления, тем более что премудрости марксистской доктрины вряд ли были понятны большинству корейцев, это все равно, что русских поголовно заставили бы изучать дзэн-буддизм. Хотя впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» еще в 1955 году и «идеи чучхе» были закреплены в качестве официальной идеологии в конституции 1972 года, окончательно эта мировоззренческая система складывается в 80-е годы. Надо отметить, что труды Ким Ир Сена, а затем и Ким Чен Ира, посвященные чучхе, представляют собой скорее краткое изложение тезисов, а не пузатые тома в стиле Гегеля и Маркса. В принципе, подобное характерно для дальневосточной цивилизации, те же «Лунь Юй» Конфуция или «Дао дэ цзин» тоже весьма кратки по объему, и содержание их западному человеку может показаться примитивным или даже нелепым. Чучхе, как и вообще северокорейский строй, невозможно понять, не зная конфуцианства.

В настоящее время в КНДР марксизм по отношению к чучхе считается чем-то вроде устаревшей ступени, примерно также марксисты смотрели на социал-утопистов Фурье и Оуэна. Или даже больше: чучхе объявляется полностью самобытной философией. Как пишет сам Ким Чен Ир: «Философия чучхе – это самобытная философия, это комплекс развернутых и систематизированных собственных, свойственных только ей, положений. Ее исторический вклад в развитие философской мысли заключается не в развитии ею марксистского диалектического материализма, а в утверждении новых философских принципов» (1). После смерти Ким Ир Сена в 1994 году чучхе все больше стал принимать черты религиозно-мистического учения. Так, Ким Ир Сен объявлен «вечным президентом», который как бы продолжает незримо управлять страной (ср. с шиизмом, где скрытый имам Мадхи, находясь в состоянии «гайба» (сокрытия), руководит общиной верующих).

Каковы же основные постулаты философии чучхе? Центром ее объявляется человек, и в этом она радикально отличается от марксизма. «Марксистская философия, выдвинув вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию в качестве основного вопроса философии, обосновала первичность материи, первичность бытия и на этой основе исходила из того, что мир материален (…). Философия чучхе ставит основной вопрос по-новому, сформулировав его как вопрос об отношении человека к окружающему его миру, о месте и роли человека в мире, она выдвигает философский принцип, согласно которому человек – хозяин всего и он решает все; на этой основе она и начертала единственно верный путь к решению судьбы человека» (2). Однако философия чучхе не имеет ничего общего с западным гуманизмом и либерализмом. В традиции, как мы помним, важен сам архетип человека («световой человек», Lichtmensch), а не конкретный эмпирический индивид вида Homo sapiens. Чучхейский человек это цзюнь цзы или «благородный муж» конфуцианства. Подлинный хозяин – это сам великий вождь. Его образ рисуется в соответствии с традицией. Как рассказывает проф. Ланьков, согласно одной из легенд, в 30-е годы Ким Ир Сен как-то скакал зимой на коне, увидел мерзнущего старика и, отдав ему свою шубу, поскакал дальше. Подобная легенда существует о любом великом корейском политическом деятеле начиная с 6 века. Согласно другой легенде, в 1945 году Ким Ир Сен трижды проезжает мимо своего родного дома в Мангендэ, но не заходит в него, поскольку занят важными государственными делами. Подобное мы находим в китайской мифологии: мудрый император Юй три раза проезжает мимо родного дома и не заходит в него, потому что занят борьбой с потопом (3). В одном из изречений Ким Ир Сена, вырубленном на скале, как одно из похвальных качеств Ким Чен Ира упоминается проявляемая им «сыновняя почтительность» - одна из высочайших добродетелей для конфуцианца. А когда в 1994 году умер Великий Вождь, страна отмечала по нему траур в течение трех лет, как и положено в конфуцианстве.

Конечно, есть в чучхе и демагогические утверждения о «роли народных масс», не играющие практической роли. Практическое значение имеет лишь то, что мудрый правитель властвует над страной, опираясь во всем на собственные силы, отсюда чучхе принимает форму государственного национализма, проявляющегося в нескольких аспектах.

Во-первых, это в своем видении истории. Северокорейские историки утверждают, что в Корее раньше других стран Дальнего Востока образовалось государство. По их мнению, легендарный родоначальник корейцев и основатель корейского государства Тангун, которого они считают реальным историческим лицом, жил несколько столетий до мифического китайского императора Яо и за пару тысячелетий до первого японского императора Дзимму (4). Более того, они превозносят свою нацию за «чистоту крови», что совсем не характерно для марксистов-ленинцев: «…корейская нация была чиста по крови да и смогла стать единой нацией значительно раньше, чем другие нации мира» (5). Кроме того, жители КНДР убеждены, что страну от японской оккупации освободил именно Ким Ир Сен, а не советские войска, как было на самом деле. А затем тот же Ким Ир Сен (без поддержки СССР и Китая) разгромил американцев и их союзников в Великой Отечественной освободительной войне, как именуется Корейская война 1950-53 гг (6).

Во-вторых, в экономической сфере это автаркия, что вполне логично, ибо страна, зависящая от международных экономических связей, легко может подвергнуться давлению извне. Однако на практике автаркия может быть безболезненна лишь для великой державы, чьи недра богаты полезными ископаемыми, а для КНДР с ее скудными ресурсами подобная политика привела к значительным трудностям.

В-третьих, курс на всемерное укрепление вооруженных сил, концепция «неприступной крепости». Из 23 млн. населения КНДР более 1 млн. служит в армии. Срок службы в сухопутных силах для призывников – 12 лет, и уклонистов здесь не бывает, как нет и «солдатских матерей». Северная Корея собственными силами производит танки, по характеристикам приближающимся к российским Т-90. В настоящее время в распоряжении Ким Чен Ира до 8 компактных плутониевых зарядов, которые могут быть установлены на ракеты «Нодон» дальностью более 1 тыс. км (7). По подсчетам американских экспертов, война с КНДР будет стоить до 100 тыс. жизней американских и южнокорейских солдат, не говоря уже о потерях со стороны мирного населения. Не будь иначе, Северную Корею давно бы постигла судьба Югославии и Ирака. Для противников КНДР ситуация осложняется тем, что эта страна монолитна в этническом и идеологическом плане (диссидентов, как замечает проф. Ланьков, здесь нет даже на кухнях) (8), в отличие от того же Ирака, на протяжении новейшего периода истории раздираемого межобщинными противоречиями.

В-четвертых, это культурный антиглобализм, полное неприятие западного масскульта. Пхеньян – это, пожалуй, единственная столица на свете, где нет ни одного «Макдональдса».

Итак, проанализировав причину возникновения и составные элементы идеологии КНДР, мы можем вспомнить, что подобное происходило и у нас, когда в 20 – 30-е годы на место идеи «мировой революции» пришло строительство социализма в одной, отдельно взятой стране, вместо осуществления «снов Веры Павловны» и марксистских утопий поднялась могущественная держава, воплотившая архетипы российской государственности, а партия, некогда выступавшая за «поражение собственной страны в империалистической войне», сама превратилась в воинствующий орден меченосцев. Все это, вызвавшее разочарование у леваков, было полностью одобрено и поддержано национал-большевиками. Подобный процесс национал-большевистской трансформации в КНДР продвинулся еще дальше. Некогда великий русский мыслитель Константин Леонтьев и ярый ненавистник серопиджачного либерализма писал о желательности синтеза социализма и монархии (9), ныне его мечты сбылись на корейской почве. Марксизм благополучно испарился даже в виде бутафорской внешней оболочки, оставив в осадке именно то, что требуется: тоталитарную державность, благодаря чему ныне Северная Корея представляет модель, полностью и антагонистически отрицающую западную либеральную демократию. Этим и объясняется огромная притягательность северокорейской модели для многих людей, которые чувствуют себя неуютно в сладком капиталистическом раю, и это несмотря на весь поток негативной информации об этой стране. Когда в 2000 году в нашем городе проходила выставка КНДР, то я с удивлением для себя обнаружил немало благожелательных отзывов в книге для посетителей. Причем эта притягательность не оставляет равнодушной людей, казалось бы крайне далеких от реалии страны чучхе. Восхищенные отзывы о Северной Корее мне приходилось читать даже на мусульманских сайтах, хотя, казалось бы, чего общего у мусульман с людьми, которые поклоняются статуям вождей и питаются собачатиной (и то, и другое харам – строго запретно в Исламе). Однако, некая метаидеология, некий общий дух объединяет людей поверх внешних различий.

Андрей Игнатьев

ПРИМЕЧАНИЯ:

(1). Ким Чен Ир. Философия чучхе – самобытная философия революции.- Пхеньян, 1997, с. 1-2.

(2). Там же, с.2.

(3). http://www.polit.ru/lectures/2007/02/22/lankov.html

(4). Тангун – родоначальник Кореи. – Пхеньян, 1994, с. 50, 77. (5). Там же, с. 111.

(6). http://elmor.livejournal.com/172498.html#cutid1

(7). http://www.rosbalt.ru/2009/03/31/630054.html

(8). http://www.polit.ru/lectures/2007/02/22/lankov.html

(9). http://www.portal-slovo.ru/history/39049.php?PRINT=Y

Комментарии 1