Национал-большевистский фронт  ::  ::
 Манифест | Контакты | Тел. в москве 783-68-66  
НОВОСТИ
12.02.15 [10:38]
Бои под Дебальцево

12.02.15 [10:38]
Ад у Станицы Луганской

04.11.14 [8:43]
Слава Новороссии!

12.08.14 [13:42]
Верховная рада приняла в первом чтении пакет самоу...

12.08.14 [13:41]
В Торезе и около Марьинки идут арт. дуэли — ситуация в ДНР напряженная

12.08.14 [13:39]
Власти ДНР приостановили обмен военнопленными

12.08.14 [13:38]
Луганск находится фактически в полной блокаде

20.04.14 [13:31]
Славянск взывает о помощи

20.04.14 [13:28]
Сборы "Стрельцов" в апреле

16.04.14 [13:54]
Первый блин комом полководца Турчинова

РУБРИКИ
КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
ССЫЛКИ


НБ-комьюнити

ПОКИНУВШИЕ НБП
Алексей ГолубовичАлексей Голубович
Магнитогорск
Максим ЖуркинМаксим Журкин
Самара
Яков ГорбуновЯков Горбунов
Астрахань
Андрей ИгнатьевАндрей Игнатьев
Калининград
Александр НазаровАлександр Назаров
Челябинск
Анна ПетренкоАнна Петренко
Белгород
Дмитрий БахурДмитрий Бахур
Запорожье
Иван ГерасимовИван Герасимов
Челябинск
Дмитрий КазначеевДмитрий Казначеев
Новосибирск
Олег ШаргуновОлег Шаргунов
Екатеринбург
Алиса РокинаАлиса Рокина
Москва

ИДЕОЛОГИЯ
Процесс унификации западного общества какое-то время еще компенсировался активной колониальной политикой. Она как бы выделяла западные нации в привилегированную элиту, которая властвовала в колониях. (К. Леонтьев в свое время высказал любопытную мысл
12.05.2008
Искушение национал-демократией
Вестернизация «патриотиотов» совпала в России по времени с национализацией либерального режима

Национал-либеральная эволюция

Сегодня стало очень модным связывать нации и национальные государства с либерализмом и демократией. Считается, что нации возникают только в эпоху т. н. «буржуазных революций». Тогда же, по мнению сторонников этой точки зрения, возникает и национальное государство. При этом часто ставится знак равенства между нацией и гражданским коллективом, нацией и гражданским обществом.

Более того, во всю уже ведутся разговоры о том, что России необходима новая, «национально-демократическая», «буржуазная» революция, которая только и сможет построить у нас полноценное, национальное государство. Вот, например, достаточно яркий образчик подобных упований: «Какой политпроект должна выдвинуть партия, желающая получить массовую поддержку среднего класса? В условиях феодально-социалистического общественного строя даже особо думать не надо — это давно известные задачи антифеодальных революций… В феодальной системе ценностей нет места патриотизму — ценится лишь верность сюзерену. У пролетариата вообще нет Отечества. Для нормального буржуя естественная идеология — национализм».

Еще более популярно требование национальной демократии, о которой сегодня рассуждают очень многие националисты. «Необходимо изменить систему самопрезентации русского национализма, — утверждает В. Соловей, — и вот в каком направлении. Русский национализм – либерален, ибо он выступает за свободу национальной жизни и свободу личности; он – демократичен, ибо выступает от имени большого народа и требует демократизации политической и экономической жизни; русский национализм – правозащитное движение, ибо защищает права русского народа; русский национализм – это настоящее гражданское общество». А далее опять следует «выкликание» революции: «Никогда и никоим образом правящий класс не подпустит русских националистов к власти даже на пушечный выстрел. Поэтому любой приход националистов к власти будет по своей сути революцией». (Материалы круглого стола «Национализм и демократия». Сайт «Товарищ»)

Некоторая популярность пресловутой «национал-демократии» есть, вне всякого сомнения, побочный эффект нашего западничества, которое охватило российское общество лет 20 назад. Точнее даже сказать, охватило оно его очень давно, просто во второй половине 80-х годов прошлого века западничество вышло на новый виток, окончившийся распадом СССР и попыткой скопировать у нас западное общественно-государственное устройство. В кругах, именующих себя «патриотами», «националистами», «державниками» и «консерваторами», сначала было принято резко критиковать демократию и европейские ценности, ориентируясь либо на «старую» Россию, либо на Советский Союз. И так продолжалось весь период правления Ельцина и первые несколько лет президентства Путина. Однако затем, где-то с 2004 года произошло некоторое переформатирование части русского национализма, в котором выделилась «демократическая» составляющая. (Мощным катализатором этого процесса стала «оранжевая революция» на Украине.) Теперь уже возникла мода на «европейство» и «буржуазный» (часто «гражданский» и «политический») национализм. Все чаще стал подниматься вопрос о том, что национально-освободительная борьба есть борьба демократическая и направлена она против «неофеодальной тирании».

Любопытно, что эта вестернизация «патриотической оппозиции» совпала по времени с национализацией либерального режима, утвердившегося у нас в 1991-1993 годах. Точнее – почти совпала, ибо последний процесс начался даже раньше – где-то с 1999-2000 годов. Власть и оппозиция («национальная») как бы пошли друг другу навстречу – пусть и в режиме «конфронтации» (хотя это еще очень большой вопрос – насколько сильная эта самая конфронтация). А, в общем-то, и те, и другие стали все больше проникаться идеями национал-либерализма, столь хорошо известного и распространенного на Западе. Просто верхи берут эту идеологию в ее консервативном варианте, а «низы» — в революционном. И если для «постельцинской» элиты такая эволюция, в целом, есть шаг вперед, то для «патриотической оппозиции» — это, конечно, шаг назад. Но в любом случае, мы видим, что западническая мифология продолжает активно распространяться и захватывать русское общественное сознание. Вот почему сегодня очень важно дать критический разбор всем этим национально-либеральным мифам.

Нация и самодержавие

Прежде всего, отметим тот факт, что нации и национальные государства возникли задолго до всяких разных буржуазных революций. Почти все ведущие государства мира сформировались именно при монархии: Англия, Франция, Германия, Россия, Китай, Япония. (Несколько особняком стоят США, которые возникли на базе противостояния монархии (английской). Вот почему они сумели обыграть все европейские демократии. Для последних демократия — надстройка, для Америки она — базис.) Кстати говоря, таким образом, монархия выполнила главную национальную задачу — она создала базис существования великих наций. И это лучшее свидетельство в пользу того, что монархия есть наиболее эффективная государственно-политическая организация, создающая базис для национального строительства.

До монархии нации еще нет, есть этнос с волей к политическому объединению (протонация). И обычно этот этнос пребывает в раздробленном состоянии, управляясь, по большей части демократически (народным собранием).

Такой порядок дел, если только здесь можно говорить о порядке, существовал на Руси в XI-XIII веках. Постоянно дробящиеся русские княжества представляли собой вечевые республики, в которых князья имели всего лишь исполнительную власть. (В Новгороде князь был наемным чиновником, который ведал вопросами обороны.)

В этом плане следует обратить особое внимание на монографию А. Ю. Дворниченко и И. Я. Фроянова «Города-государства Древней Руси» (М., 1989), в которой были приведены и систематизированы многочисленные факты назначения и смещения князей именно по решению вечевого собрания («киян», «полочан» и т. д.). При этом отметим, что авторы совершенно неубедительны, когда пытаются доказать вечевой характер русской государственности IX-X вв. Фактически единственным их аргументом являются летописные замечания о некоем особом значении городов, выступающих как субъекты правовых отношений. Данные замечания свидетельствуют лишь о том, что древнерусский город пользовался высокоэффективным самоуправлением.

Во времена первых Рюриковичей Киевская Русь была централизованным монархическим государством. Те же самые летописи ничего не говорят о господстве в то время вечевого начала, напротив, приводимые ими данные свидетельствуют в пользу практически самодержавного характера правления киевских князей. Характерны изображения на монетах той эпохи. На них Владимир Святой представлен с Константиновым, т. е. императорским Крестом в правой руке. Понятно, что представления о русском князе как об императоре не могли возникнуть сразу же после Крещения Руси, они должны были сложиться в предшествующий период.

Вывод напрашивается только один — где-то в середине XI в. силы вечевой демократии осуществили политический переворот, в ходе которого законодательная власть перешла к народному собранию, а князья стали выполнять функции власти исполнительной. Весьма вероятно, что такому развитию событий способствовало нарастание противоречий внутри династии Рюриковичей — дом киевских князей утратил сплочённость перед лицом сторонников всевластия вечевого собрания. Тогда наступили времена «феодальной раздробленности» и Русь вернулась в донациональное состояние. А ведь еще в первой половине X века посланники киевского князя при дворе византийского базилевса вполне однозначно говорили о себе – «мы от рода русского». То есть налицо была демонстрация общенационального сознания, которое сложилась в период объединения восточнославянских «племенных союзов» (субэтносов) – полян, древлян, северян и т. д.

После раскола XI-XIII вв. русское национальное государство было восстановлено «на базе» Московского княжества. Речь идет о Московской Руси, иначе называемой еще «Московией». Процесс образования этого единого русского государства совпал с восстановлением самодержавия. Именно самодержцы сплачивали разные русские земли, объединяя русский народ в эффективную, централизованную политическую организацию.

Сегодня (кстати, при активном участии многих «национал-демократов») принято всячески шельмовать Московскую Русь, представляя ее «антирусской», «азиатской» деспотией. Между тем, это было сплоченное, передовое государство с твердым правопорядком и развитым самоуправлением. Местные общины-волости имели огромные полномочия – так, администрация (воеводы и волостели) не могли судить кого-либо или предпринимать решения без воли выборных лиц, которыми являлись деревенский староста и земский пристав. Выборные от общинников составляли особый орган – земскую избу, которая функционировала при земском старосте – выборном руководителе уезда. А выбирался он крестьянами и населением городских общин.

Земский староста и земская изба заведовали городским хозяйством, разверсткой земли. Они могли обсуждать дела крестьян и посадских людей, доводя свое мнение до воеводы или же до самой Москвы. Воевода не имел права вмешиваться в компетенцию органов земского (общинного) самоуправления.

Выборные от посадской общины принимали участие в деятельности Земских соборов, являвшихся съездами представителей от русских сословий и регионов. Так, Земской собор 1649 года, по требованию представителей от посадских общин, включил в принятое им Уложение особую главу «О посадских людях».

Таким образом, мы видим, что Московская Русь была государством с высоким уровнем национальной солидарности. Все сословия там были подчинены общенациональному главе – Царю, который не позволял одной части угнетать другую (хотя, и сохранял саму иерархию, бывшую, прежде всего, иерархией служения). Характерно наблюдение, сделанное в XVII веке просвещенным европейцем, хорватом Ю. Крижаничем: «Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы, а что можно выдумать нелепее того, что даже простолюдины и крестьянки носят рубахи, шитые золотом и жемчугом? Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками, шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шелка» .

Это было в «варварской» Московии, а вот, что происходило уже и в XVIII веке в «просвещенной», европейской Франции: «Всматриваясь в наши поля, мы видим, что они усеяны множеством каких-то диких животных. Когда кто-либо из них поднимается на ноги, у них оказывается человеческое лицо. На ночь они прячутся в свои логовища, где живут черным хлебом, водой и кореньями». (Жан Лабрюйер).

Как видим, русские стали нацией без всякой «буржуазной» революции – под руководством самодержавного государства.

Псевдонационализм

Да и в Европе национальное государство сложилось именно при королевском абсолютизме. Там, конечно, не было такой сплоченности, как в России (и централизация прошла не везде), но, тем не менее, нации существовали. Особенно в данном плане выделяется Франция, ставшая в XVII веке сильным централизованным образованием.

Сегодня очень распространено представление о том, что до либеральных революций все определялось верностью монарху, а не принадлежностью к нации. Между тем, сами монархи отчетливо понимали свою принадлежность к своей стране. Да, для большинства народа национальная идентичность была чем-то эфемерным – в виду небольшой грамотности, а часто и благодаря отсутствию сильных представительных учреждений – в центре и на местах. Но они, безусловно, осознавали себя поданными национального короля и жителями определенной страной, у которой был единой язык. (Нация персонализировалась в лице монарха, что выгодно отличается от демократического, абстрактного «национализма множества».)

Не было осознания себя гражданином – в том понимании, которое придавали этому термину западная буржуазия. Но все-таки, что ни говори, а именно королевская власть создала единые государства с единым языком.

К слову сказать, некоторые европейские традиционалисты (например, Ю. Эвола) довольно-таки жестко критиковали ее за это. Они считали, что европейские государи эпохи абсолютизма создали все предпосылки для триумфа антитрадиционной демократии и плутократии. По их мнению, именно националистическая и централизаторская политика эпохи позднего феодализма привела к ликвидации средневекового многообразия, ослабив аристократию и усилив буржуазию. Действительно, в борьбе со своеволием знати европейские короли попытались сделать из городов некоторый противовес высшей аристократии. Они предоставили им огромные полномочия, в результате чего город стал некоей самоуправляемой коммуной, этаким «государством в государстве». Между тем, если бы европейские монархии были последовательны в своем централизме и национализме, то они не дали бы торгово-финансовой верхушке городов такие привилегии. Они бы не позволили чрезмерно возвыситься как аристократии, так и «буржуазии» — жителям города, «бурга». (Так, собственно и поступали московские государи.) Но европейские правители непомерно усилили один из элементов средневекового многообразия и тем самым создали амбициозную прослойку торгово-денежной «знати», претендующей на политическую власть.

В борьбе за эту власть, нарождающаяся новая «знать» активно использовала национализм и патриотизм – как некое прикрытие. Но под нацией они понимали, прежде всего, «третье сословие», а точнее верхушку буржуа. Более того, после прихода к власти новые хозяева жизни попытались и всю нацию превратить в сообщество «эффективных собственников», связанных друг с другом преимущественно юридически, на основании формальной принадлежности к одному государству. (Формализация прежних, почвенных, традиционных связей нужна была для того, что легализовать самую беззастенчивую эксплуатацию, присущую западному обществу вплоть до недавнего времени). В результате на Западе возникло социально и культурно однородное, буржуазное общество, которому упомянутый выше Эвола дал весьма яркую характеристику: «…Буржуй-священник и буржуй-крестьянин, буржуй-рабочий, буржуй-«хозяин», буржуй-интеллектуал – все слилось в расплывчатую массу, где нет больше ни «верха», ни «низа».

Западная цивилизация впала в другую крайность и тамошнее общество стало однообразным, лишенным внутреннего социальное разделения. (Разделение теперь было не качественным, но количественным – материально-имущественным.) И это дало множество побочных эффектов, среди которых – потеря чувства дистанции. Европеец, отвыкший различать социокультурные типы внутри своей нации, перестал видеть различия и вовне. Его мышление становится все более глобальным, открытым для самых разных мировых влияний. Ярчайший пример – интенсивная миграции из стран «третьего мира», которая все больше размывает национальную идентичность. Но эта миграция – всего лишь часть грандиозного процесса глобализации, которая постепенно ликвидирует национальные государства и ведет дело к диктату транснациональных корпораций (ТНК). И все это стало возможным благодаря уничтожению (довольно-таки жестокому – вспомним хотя бы якобинский террор) сословных барьеров, которые прежде, при самодержавной власти королей, делали общество самобытным, многообразным и адекватным всему многообразию мира. (Нация в традиционном обществе понималась как надсословное единство: «Король это глава, и народ трех сословий – это члены, а все вместе – это политическое и мистическое тело». Ги Кокиль, XVI в.)

Процесс унификации западного общества какое-то время еще компенсировался активной колониальной политикой. Она как бы выделяла западные нации в привилегированную элиту, которая властвовала в колониях. (К. Леонтьев в свое время высказал любопытную мысль о том, что Наполеон ставил одной из целей своей экспансионистской политики компенсировать социальную однородность буржуазной Франции, превратив французов в некое единое правящее сословие.) Но в середине прошлого века Запад свернул свой колониальный проект, что вызвало обратную реакцию. Теперь уже выходцы из Азии и Африки ринулись в свои бывшие метрополии, которые обуяны политкорректностью.

Очевидно, что буржуазный национализм, утвердившийся в ходе либеральных революций, есть псевдонационализм, который, в конечном итоге только ослабляет нацию и демонтирует национальное государство. Он был нужен плутократической верхушке лишь на время, чтобы извлечь из него максимальную прибыль. А когда она была извлечена, то проект свернули и стали реализовывать новый проект – глобализации мира, превращения его в колонию ТНК.

Вот этот самый псевдонационализм нам сегодня и предлагают – под соусом «национал-демократии». Но двигаться надо совсем в другую сторону – обратно от демократии – к монархии. Только сильная, самодержавная власть сумеет сплотить русских и дать им эффективную государственно-политическую и сословно-корпоративную организацию. И вот тут уже можно будет поговорить об «антифеодальной» борьбе – естественно, в консервативном, а не в прогрессистском смысле. Только самодержавие способно успешно преодолеть самоволие новых феодалов, опирающихся на разные местнические, коррупционные кланы. И опять-таки, только оно сумеет полностью обеспечить суверенитет страны (слово «самодержавие» синонимично слову «суверенитет»), оградив его от поползновений ТНК – этих неофеодальных уделов, существующих на международном уровне.

Александр Елисеев

Комментарии 0