Национал-большевистский фронт  ::  ::
 Манифест | Контакты | Тел. в москве 783-68-66  
НОВОСТИ
12.02.15 [10:38]
Бои под Дебальцево

12.02.15 [10:38]
Ад у Станицы Луганской

04.11.14 [8:43]
Слава Новороссии!

12.08.14 [13:42]
Верховная рада приняла в первом чтении пакет самоу...

12.08.14 [13:41]
В Торезе и около Марьинки идут арт. дуэли — ситуация в ДНР напряженная

12.08.14 [13:39]
Власти ДНР приостановили обмен военнопленными

12.08.14 [13:38]
Луганск находится фактически в полной блокаде

20.04.14 [13:31]
Славянск взывает о помощи

20.04.14 [13:28]
Сборы "Стрельцов" в апреле

16.04.14 [13:54]
Первый блин комом полководца Турчинова

РУБРИКИ
КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
ССЫЛКИ


НБ-комьюнити

ПОКИНУВШИЕ НБП
Алексей ГолубовичАлексей Голубович
Магнитогорск
Максим ЖуркинМаксим Журкин
Самара
Яков ГорбуновЯков Горбунов
Астрахань
Андрей ИгнатьевАндрей Игнатьев
Калининград
Александр НазаровАлександр Назаров
Челябинск
Анна ПетренкоАнна Петренко
Белгород
Дмитрий БахурДмитрий Бахур
Запорожье
Иван ГерасимовИван Герасимов
Челябинск
Дмитрий КазначеевДмитрий Казначеев
Новосибирск
Олег ШаргуновОлег Шаргунов
Екатеринбург
Алиса РокинаАлиса Рокина
Москва

ИДЕОЛОГИЯ
Махновское движение, в отличие от классического анархизма, оформлялось в годы революции и войны как антитеза всем существующим политическим и общественным идеологиям. В отличие от «интеллигентского», просветительского анархизма князя Кропоткина, это
15.11.2008
Махновство как практическая интерпретация IV политической теории
Доклад Руси Рокиной к VI Евразийскому конгрессу интеллектуальной молодёжи

VI Евразийский конгресс интеллектуальной молодёжи:

Четвёртая политическая теория: Интеллектуальная мобилизация!

Я не белый и не красный,
Не зеленый и ни чей,
Запрягай коней в тачанку,
Атакуем сволочей.

(махновская частушка)

Махновское движение, в отличие от классического анархизма, оформлялось в годы революции и войны как антитеза всем существующим политическим и общественным идеологиям. В отличие от «интеллигентского», просветительского анархизма князя Кропоткина, это было яркое, боевое, бескомпромиссное повстанческое движение, основанное на неприятии как существующего строя – буржуазного капитализма, так и его альтернативы - социализма, «пролетарской диктатуры». Это позволяет говорить о том, что правый анархизм, махновство – одна из интерпретаций четвёртой политической теории, наряду с национал-большевизмом Устрялова и евразийством Савицкого, только гораздо более ранняя и ориентированная, прежде всего, на практическую деятельность.

Многие исследователи рассматривают махновское движение как социалистическое, однако это в корне не верно. Несмотря на многие сходные черты, две эти теории имеют фундаментальное различие во взглядах на идеальный мир (и пути к нему). Если для Нестора Махно это крестьянская, во многом традиционная, безвластная и безгосударственная община, то социалисты стремились к анти-традиционной (прогрессивной), и, как это ни парадоксально, крепкой государственной власти: «Махно и его ближайшие единомышленники почитают себя анархистами и на этом основании «отрицают» государственную власть. Стало быть, они являются врагами Советской власти? Очевидно, ибо Советская власть есть государственная власть рабочих и трудовых крестьян»[1].

Однако, не смотря на выборный характер всех руководящих постов в гуляй-польской вольнице, Нестор Махно говорит о жесткой «революционной» дисциплине: «под революционной дисциплиной я понимаю самодисциплину личностей, устанавливающую в … коллективе одинаковую, строго продуманную и ответственную линию поведения для членов коллектива, приводящую к точной согласованности»[2]. Кроме того, партизанская армия батьки носила «контрреволюционный» (по мнению большевиков) характер: «Выступать ли против существующей власти в целях ее свержения и установления другой, "лучшей", как говорят меньшевики и левые эсеры? Нет и нет! Всякое свержение власти сейчас вызовет к жизни другую власть, не лучшую, а скорее худшую»[3]. Но наиболее интересными представляются своеобразные отношения Махно с властями, благодаря которым вольница достигла экономических и политических высот: «Пусть себе та или иная власть сидит в Харькове или в Москве и воображает, что она творит революцию. Мы, дети революции и сыны трудового народа, будем творить свою свободу у себя на местах»[4]. И «живое анархическое слово», как всегда, не расходилось с «живым анархическим делом». Сохранилась телеграмма одного из вождей Компартии Льва Каменева, где он жалуется на это свойство: «Махно не выпускает ни хлеба, ни угля и, вероятно, не будет выпускать, хотя лично мне обещал, все клялся в верности»[5]. Вся практическая сторона славянского евразийства строится на этом повстанческом принципе, озвученном Нестором Махно ещё в 1919 году. Таким образом, махновщина в период перед расцветом вольницы была, с одной стороны, проправительственна, с другой – оппозиционна, «пронародна». Когда же большевистские власти поняли положение вещей, было уже поздно: у Махно была многотысячная армия, а Гуляй-поле стало особым объединением: «налаживаются детские коммуны, школы, - Гуляй-поле - один из самых культурных центров Новороссии - здесь три средних учебных заведения и т.д. Усилиями Махно открыто десять госпиталей для раненых, организована мастерская, чинящая орудия и выделываются замки к орудиям»[6] - писал в докладной записки командующий украинским фронтом Антонов-Овсеенко.

Понятно, что махновщина находится, с одной стороны, в рамках социализма, с другой – в рамках традиционализма. И в то же время, повстанческое движение противопоставляет себя как одному, так и другому лагерю, что ещё раз доказывает принадлежность к «другой» политической теории: не-левой и не-правой. В отличие от анархизма кропоткинского толка (классического), который является коммунистической, т.е. левой идеологией[7].

Конечно, в гражданской войне, как, впрочем, и в «мирной» жизни, фактические действия и личные мотивы перекрывают идеологию. Тем не менее, важно обратиться к теоретическому наследию Нестора Ивановича Махно. Тем более что основная часть его теоретических материалов написана уже после окончания гражданской войны и служит ключом к пониманию происходившего на юге и юго-востоке Украины.

В одной из программных статей – «Анархизм и наше время» Нестор Махно утверждает, что анархизм (как понимает его сам батько) - не политическое движение, а сама жизнь человека, точнее, его жизненное пространство: «Анархизм – учение, охватывающее собою не одну только социальную сторону жизни человека в том узком смысле, какой придают ему освещающие его политические словари и наши митинговые пропагандисты-ораторы: анархизм – учение жизни человека вообще»[8]. Именно в этом осознании роли не идейности, но Идеи – корень и смысл махновщины и всего повстанческого движения вообще (в т.ч. современного). Именно это «несвободное» отношение к своим святыням, способность понимать не только важность цели, но и серьёзность заплаченной цены роднит патриотов, к каким бы движениям они не относились. И именно это свойство махновщины стало основополагающим для всех последующих движений «русского евразийства».


[1] Троцкий Л. Махновщина. - 1919: http://makhno.ru:7520/other/39.php

[2] Махно Н.И. О революционной дисциплине// Дело Труда. ­­- 1925-1926. - № 7-8. – С.4-6

[3] Махно Н.И. Чего добиваются повстанцы-махновцы// Издание штаба дивизии повстанцев войск имени Батько-Махно. – 1919: makhno.ru:7520/st/19.php

[4] там же

[5] цит. по: www.makhno.ru/other/40.php

[6] цит. по Шубин А. Нестор Иванович Махно: makhno.ru:7520/st/13.php

[7] см. Кропоткин П.А. Анархия//Коммунизм и анархия. – М.:Айрис-пресс, 2002. – С.237-272

[8] Махно Н.И. Анархизм и наше время// Дело Труда. ­­- 1925. - № 4. – С.7-8

Руся Рокина

Комментарии 0