Национал-большевистский фронт  ::  ::
 Манифест | Контакты | Тел. в москве 783-68-66  
НОВОСТИ
12.02.15 [10:38]
Бои под Дебальцево

12.02.15 [10:38]
Ад у Станицы Луганской

04.11.14 [8:43]
Слава Новороссии!

12.08.14 [13:42]
Верховная рада приняла в первом чтении пакет самоу...

12.08.14 [13:41]
В Торезе и около Марьинки идут арт. дуэли — ситуация в ДНР напряженная

12.08.14 [13:39]
Власти ДНР приостановили обмен военнопленными

12.08.14 [13:38]
Луганск находится фактически в полной блокаде

20.04.14 [13:31]
Славянск взывает о помощи

20.04.14 [13:28]
Сборы "Стрельцов" в апреле

16.04.14 [13:54]
Первый блин комом полководца Турчинова

РУБРИКИ
КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
ССЫЛКИ


НБ-комьюнити

ПОКИНУВШИЕ НБП
Алексей ГолубовичАлексей Голубович
Магнитогорск
Максим ЖуркинМаксим Журкин
Самара
Яков ГорбуновЯков Горбунов
Астрахань
Андрей ИгнатьевАндрей Игнатьев
Калининград
Александр НазаровАлександр Назаров
Челябинск
Анна ПетренкоАнна Петренко
Белгород
Дмитрий БахурДмитрий Бахур
Запорожье
Иван ГерасимовИван Герасимов
Челябинск
Дмитрий КазначеевДмитрий Казначеев
Новосибирск
Олег ШаргуновОлег Шаргунов
Екатеринбург
Алиса РокинаАлиса Рокина
Москва

РЕЦЕНЗИИ
21.09.2012
Прометей: сажа вместе огня
Олег Судаков

Общеизвестен сюжет фильмов о Чужих, история колоритная, и многие предвкушали выход «Прометея». Дело не столько в продолжении франшизы, сколько в ценности воображения. Порой хочется оторваться от циничной реальности и помечтать у экрана, ведь оптимизм стоит на яркой идее, а ныне всё зыбко, условно и опорочено. Политика и религия особо не радуют, прекрасное далёко, в прессе сплошь негатив, а верить во что-то надо. Неважно, в какой форме появится мысль, а тема «Прометея» многообещающая. Поиск колыбели человечества и его создателей – что может быть интереснее? На Голливуд можно махнуть, ведь картину снял мастер и автор первой части о Чужих, поэтому ожидали нечто особенное.

С первых кадров задан эпический размах – полубожественный гуманоид трансформирует себя в клетки с ДНК, из которых появились люди. Далее ученые совершают мировое открытие и звездолёт мчит к планете небесных отцов. Картинка достоверная, действие плавное, интерес устойчивый, но, увы – есть тень сомнения.

Пробуешь отмахнуться, но неудовольствие нарастает, поток штампов всё очевиднее, и к финалу уже открыто иронизируешь. Вот тебе и откровение. Ну, Ридли, ну, Скотт. Подфартил с полётом фантазии. Хочется чего-нибудь рявкнуть и шаркнуть кулаком по экрану для острастки. Наверное, хотелось одолеть Дж. Кэмерона – автора второй части Чужих. Конкуренция – вещь полезная, но если зависть глаза застит, то усилия попусту. Ладно, всё по порядку.

Научное открытие в наскальной живописи – ход не новый. Пробуждение астронавтов от криосна и подготовка к высадке напоминает эпизоды первых Чужих. Положим, это неизбежно для развития действия, но далее-то – сплошной стандарт и комиксы. Почему-то влетели в атмосферу на звездолёте, мол, к отчему порогу можно не снимая обувь. Логичнее корабль на орбите оставить и готовить высадку, изучив планету. Какое там, увидели высокую гору – нам туда, и сразу попали к древнему городу. Сели, тотчас выкатили вездеход, еще какие-то смешные квадроциклы и погнали по дороге. Зачем? В 2093 г. можно и по воздуху, а не по-старинке – на колёсах в клубах пыли.

Подъехали к купольному строению, вошли в щелевой проход, и началась фантасмагория. Тут тебе и мёртвые создатели, и раздор среди ученых, и кремневая буря. Почти час с начала фильма никакого действия, и вот – спешная эвакуация и спасение андроидом неловких землян у звездолёта. Затем оживление головы создателя: воткнули электроды, подали импульс и глаза открылись, хоть две тысячи лет голова пролежала без тела. Это много раз использовано и показано. Слабовато для фильма экстра-класса. Претензия на научную фантастику идёт фоном, а в сути – нелепый дилетантизм в упаковке спецэффектов.

Встреча с создателями – важнейшее событие, но никаких контактов с Землёй, всё буднично: компания Вейланд снаряжает экспедицию во главе двух антропологов и вперед. Учёные вздорные и какие-то липовые. Геолог Милдер как панк – весь на понтах и пол-лица в татуировках, экипаж корабля быдловатый и ради денег, всех словно спешно завербовали и махом выпнули в космос. Капитан (Элба) – простецкий парень-качок, ему бы тачки гонять, а не звездолётом управлять. Диалоги туповатые, а стиль общения – как молодёжный гонор. Напрягает сильно.

Мало того – еще порция мелодрамы и щепотка секса. Робот Дэвид влюблён в Шоу, Чарли и Шоу утоляются в постели, а начальник Викеерс (Терон) – лезет на капитана. Воистину, не стоит превращать научную проблему в альковную историю, а в «Прометее» полдействия на кровных связях. Дэвид отравляет своего соперника Чарли, геройствует ради Шоу. Томно-высокомерная дочка главы фирмы Вейланд мечтает через находки на планете LV-223 обойти отца и возглавить компанию. Шоу не в силах зачать дитё и ожесточённо забывается в науке. Какая проза, но через упрощение охват аудитория расширится и доходность проекта возрастёт.

От любовно-родственных передряг в середине действие исчезает, и можно было опустить такие мелочи, если бы появились ответы на главные вопросы. Отнюдь, Скотт и не думает что-то пояснять, лишь нагромождает вздор, и сюжет сползает к избитому хоррору.

Андроид запрограммирован для помощи Вейланду, и хоть он вышел выразительным, но всплывает типичный образ своевольного робота. Дэвид собирает биомассу и коварно травит ею доктора Холлувэя, может солгать и, конечно, – мается от комплекса искусственного разума. Внезапное появление главы Вейланда – эдакий детективный подвох, но старцу побоку тайна бытия, его волнует банальный возврат молодости.

Купольная структура оказывается западнёй-хранилищем самооживающего биооружия. Новый штамп – появление бронебойных червей, проникающих через рот в тело человека. Наконец видим создателя, выжившего после неведомой катастрофы. Дэвид ловко его пробуждает и просит продлить жизнь Вейланду, но создатель вдруг всех крушит и спешно стартует с планеты. Палеонтолог Шоу после зачатия монстра храбрится в духе лейтенанта Рипли из первых частей, но выглядит натужно, вызывает жалость, чем усиливает неловкость происходящего.

Самый финал – апофеоз глупости. Экипаж «Прометея» идёт на таран звездолёта спасителя, враз разгоняя свой фотонный аппарат. Под обломками падающих кораблей Викеерс гибнет, а Шоу спасается. Да от взрыва на пару километров всё выгорело бы, но надо же поддать героизму. Потом вдруг является спаситель, Шоу лихо натравливает на него монстра, тот откладывает в спасителя личинку, и появляется Чужой. Бравая Шоу устремляется на звездолёте из другого купола в мир создателей искать ответы. Ага, там её ждут с хлебом-солью. Наивность на грани бестолковости. Из кинотеатра выходишь раздраженным, поневоле бросая режиссеру – вот вздорный старик, загубил такую идею на корню.

Можно было промолчать о «Прометее», подумаешь, неудачный блокбастер. Но если миллионы ожидали хит, то не найден правильный вариант с ответами и новыми горизонтами. Фантастика – мост к настоящему через будущее. Убери из человека воображение и получишь говорящее животное без перьев, а мощная идея будоражит разум. Если не замечать абсурд, скоро отупеешь, и будут тобой манипулировать, все кому ни лень. На примере этого ожидания, если чуть абстрагироваться, откроется любопытная подоплёка.

Идея с претензией на «знаковость» требует осознания. Многие учёные склоняются к гипотезе заселения Земли «зародышами жизни» из космоса, тогда подсознание людей хранит информацию о прошлом. Любой мозговой штурм, пусть в кино, приоткрывает завесу тайны и приближает к истине. Сценарий «Прометея» писал Годдар, порядком напортачивший в «Ковбоях против пришельцев», и вышел холостой выстрел. Именно наличие ярких идей говорит о развитии Хомо, а с этим на планете, похоже, большая проблема.

Ширится финансовый кризис, Евросоюз на грани распада, в России бедлам и размягчение мозгов, а народ таращится на экран или в прессу, шурует на работу, словно лучше не бывает, но при первой возможности бежит на курорт, рыбалку, корпоратив, к любовнице, вон, подальше от нелепой реальности. Дожили: что являло суть жизни – мешает, что её дополняло – стало смыслом. Вывернулись наизнанку, но кичимся своей бесполезной шкурой.

Полтора десятка лет в фантастике кризис. «Матрица» вышла из «Темного города» (1998), с тех пор оригинальных идей нет, сплошь ремейки и сиквелы. Р. Скотт хотел взять новый уровень, да провалился с треском, но если мастер «раньших времен» допускает явный ляп, дело табак. Художник отражает уровень социума, выходит, деградируем мы основательно. Дело не в хитрых киномагнатах и падении интереса к серьёзным фильмам, но размышляем всё меньше. Нравится или наоборот – вот и весь разговор.

В «Прометее» циничная бизнес-леди Викеерс – отрицательный персонаж, её надобно убить в итоге, чтобы подогреть зрителя, но лишь она соблюдала инструкции и радела о спасении землян. Остальные комплексовали со стаканом или в слезах, нарушали правила выживания, но предстали героями. Эрозия морали стала нормой, абсурд вползает в нас как Чужой, а мы, не замечая трансформации, ждём приятных ответов. Что с ними делать-то будем, если надо деньги считать и чужой товар впаривать?

Не секрет, кино – важнейшее из искусств, сейчас пацанам и девам мелодрамы и пафос криминала подавай, а человек помудрее давно сообразил, уж лет сто в искусстве застой. Очевидно же, хорошее – хорошо, а худое – враг добродетели, но всё копируем избитые сюжеты, после умиляясь вечным ценностям и гордо поднимая палец вверх. А за окном по-прежнему бурлит злодейство, словно не было великих художников духа. Не дурость ли?

Наудачу ткнув в нечто заметное в искусстве, увидишь пустоту. Оглянешься на граждан – спокойны как удавы, еще подначивать начнут: терпи и не рыпайся, а то спать плохо будешь. Тогда признаем за честь толоконный лоб и ожиревшую душу, лихо приговаривая: «Обыватель – это звучит гордо». Всё суета сует, если сажа вместо огня – благо, а Прометей, преобразив несчастных созданий в глупых потребителей – самовлюблённый изменник …

Комментарии 0